ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ

, . .

Педагогическая антропология

Осориной Велико значение творческого наследия В. Все это предполагает решение следующих задач: Каганом метод семантического дифференциала, предложенный Ч. Научная новизна работы определяется следующими результатами: Общий объем диссертации стр.

какие аспекты содержания понятия остаются относительно посто янными при . сначала в психологии и позднее – в социологии и антропологии. который многие одинокие люди вешают свои индивидуальные страхи»

Работа выполнена на кафедре культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Доронченков доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук . Мыльников доктор социологических наук, профессор В. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Горького Санкт-Петербургского государственного университета Университетская наб. Подобные заимствования - факт в общем обычный, и, хотя реакция на внедрение новых, иноязычных категорий порой бывает неоднозначной, этот процесс в пору все возрастающей глобализации информационных потоков и международной научной интеграции просто неизбежен.

Однако в реальной научной практике дело редко обстоит таким образом. Будучи принятым на вооружение отечественными социологами, этнологами, политологами, это понятие стало широко употребляться в наших социальных науках. Однако, как оказалось, оно не только не имеет четкой дефиниции, но и допускает весьма противоречивую трактовку. Понятно, что в научном знании - особенно социо-гуманитарного профиля - абсолютно точных и разделяемых всем научным сообществом формулировок практически нет да и, наверное, не может быть, ибо наличие таковых противоречило бы духу науки как системы развивающегося знания.

Однако неопределенность, а тем более двусмысленность и противоречивость, должны быть устранены, и если термин принят в научный обиход, он нуждается в ясном истолковании. Правда, и в зарубежной научной практике, откуда данное понятие к нам пришло, ситуация аналогичная. Несмотря на огромное количество работ, посвященных проблемам этничности, подчас весьма сложно разобраться, какой смысл придает этому концепту тот или иной автор.

Смерть как феномен философского осмысления Культурно-антропологический и эзотерический аспекты Опубликовано на портале: Найти в словарях Для автора вопрос о смерти — это вопрос о посмертном существовании, о том, как можно преодолеть страх перед смертью, сделать ее осмысленным и даже, может быть, творческим моментом человеческой жизни. Происхождение страха перед смертью автор относит примерно ко — тысячелетию до н.

С точки зрения автора, смерть вообще не природный объект, она всегда воспринимается через культурный контекст.

Специалист в области теории познания и философской антропологии. Тема докторской диссертации - «Социальный страх» (). Разрабатывал Публикации. + - Объективные основания надежды (мировоззренческий аспект).

Предисловие Философское наследие И. Киреевского — первоначально привлекло меня своей удивительной компактностью: Это, с одной стороны, создавало возможность для действительно скрупулезного историко-философского изучения, а с другой — предоставляло большой простор для свободных вариаций интерпретирующей фантазии. При этом — странная незаинтересованность внешним конечным результатом, точнее — постоянная готовность этим результатом пожертвовать для достижения результата внутреннего.

Наконец, история обращения философа, которая погружала исследователя сразу в самую сердцевину духовной жизни России столетия. Все это не могло не привлекать, потому что это было примерно то самое, чего многие из людей моего поколения искали в конце века.

СОЦИАЛЬНАЯ

Герменевтике отведено заметное место в юридической антропологии. Право само по себе также является важнейшей социальной ценностью.

Антропологический поворот в науках о Древнем Востоке (на . плач / скорбь, страх (как ужас и как уважение), благоговение, .. Следовательно, социологический подход, в котором учитываются только аспекты.

Дело в том, что многие российские социальные ученые привыкли мыслить антропологию и этнографию как дисциплины, которые изучают сообщества, удаленные от нас во времени или пространстве: Но может ли антрополог изучать современные ему городские сообщества, в том числе организации, характерные для индустриального и постиндустриального обществ? Заметим в этой связи, что разделение предмета социологии и социальной антропологии сложилось в силу институциональной организации самой науки, ее"департаментализации".

Так, в России кафедры и отделения этнографии обосновались на исторических факультетах университетов, а в некоторых западных университетах - на социологических факультетах. Поэтому отечественная этнография была всегда по предмету ближе к истории, а англоязычная социальная или культурная антропология - к социологии. Вместе с тем, для социологии и социальной антропологии характерно значительное сходство методологии и размытость границ их предметных областей: Становление этих научных дисциплин как научных направлений определяется работами ученых, которых можно в равной степени отнести к классикам социологии и антропологии - Э.

Социальная антропология организаций имеет свою историю, предмет, школы и особый терминологический аппарат, который успешно применяется для описания сложных феноменов социальной жизни. Освоение методологии и теоретических подходов этого научного направления российскими учеными и практиками может помочь в решении социальных проблем российского общества, находящегося в сложном переходном периоде.

Важно сразу же оговориться, что применение понятия"этнография" относится к трем разным сферам научного знания:

Смерть как феномен философского осмысления (Культурно-антропологический и эзотерический аспекты)

На протяжении истории развития этнографии и антропологии присутствовали разные подходы к пониманию культуры. Если до начала 20 века культура отождествлялась с индустриальным прогрессом, то после 20 века, она стала пониматься как самоценность. То есть, нет отсталых и прогрессивных народов, все они считаются равноправными.

Антропологические аспекты концепта"телесность" в философии спорта. Титов Метафизический страх и тоска в немецкой и русской культурах.

Сформировавшиеся к тому времени в европейской научной традиции общественные дисциплины, становление и развитие которых осуществлялось в процессе познания более развитых по шкале исторической эволюции систем, в этом случае оказались малопригодными, так как исследователям противостояли бесписьменные, недифференцированные в экономическом и социально-политическом отношении человеческие сообщества, с малопонятными европейцам мировоззрением, идеологическими представлениями и формами мышления.

Данные о последних были добыты историками на базе изучения прежде всего письменных источников. Сам факт наличия письменности уже свидетельствует о достаточно высоком уровне развития общества и культуры. К этому следует добавить, что традиционные культуры были крайне закрытыми системами, табуировавшими для чужаков информацию о способах и формах их жизнедеятельности.

Поэтому получить информацию о них было весьма трудным делом. Не удивительно, что антропология на этом этапе развивалась автономно, даже противопоставляя себя порой другим дисциплинам, также занимавшимся изучением человеческого общества [1, с. В этой своей ранней ипостаси антропология более известна как этнография. Одной из главных функций этнографа было описание изучаемого объекта, то есть культуры конкретного социума, на базе ее чувственного восприятия.

Таким образом, с одной стороны, этнография объективно выполняла этапную функцию любой научной дисциплины, в данном случае антропологии, связанную со сбором сведений, которые впоследствии должны быть обобщены, систематизированы, проанализированы и уж потом концептуально осмыслены. С другой стороны, и современная антропология, значительно расширив круг интересов, тем не менее, в значительной мере остается ориентированной на изучение того или иного общественного феномена в его этнокультурной специфике.

Иными словами, для антропологии важно описать и тем самым показать, как тот или иной общественный феномен раскрывается в конкретной культуре. Это описание уже само по себе несет новое знание о вариантности культурной реализации общественных явлений и процессов.

Быстрая помощь студентам

В социальной антропологии огромное место уделяется описанию и сравнительному анализу между собой обрядов инициации, посвящения. Типичным сценарием инициации является обряд посвящения в тайный союз мужской союз, подростка, достигшего половой зрелости и готового стать полноценным членом племени. Посвящаемого отводят в специальное место место, как правило, выбирается таким образом, чтобы устрашить неофита — оно полно грозными знаками и образами чудовищ. Там с ним совершаются ритуальные действия, символизирующие травму или смерть ломаются пальцы, выбираются зубы, подвешивают за ноги, закапывают в землю, помещаются в душную яму с жаром, погружают под воду, оставляют одного во льдах, калечат, пронзают ножами и копьями, душат, избивают, мучат, секут, пытаются что-то оторвать, откусить, пугают, унижают, издеваются и т.

После этого посвящаемый символически восстает из мертвых.

тают в рамках философской антропологии [3; 4; 24–29]. Вторая школа – это группа Среди других аспектов социологии архитектуры выделяются « То, что воплощается в архитектуре – это потеря страха перед вертикалями.

В этом случае речь шла уже не об анатомии, а о психологии, поэтому проблематика антропологии как бы перемещалась из сферы тела в область души. Позже это позволило французским просветителям расширить значение и смысл антропологии, трактуя ее как всю совокупность знаний о человеке. Начиная с в. Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США. В Великобритании антропология базировалась на этнографическом материале, почерпнутом за пределами страны — в многочисленных колониях. Английские ученые часто уезжали в разные уголки мира в поисках затерянных примитивных племен.

В других странах Европы антропология складывалась на базе местного фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы вовнутрь и чаще называлась этнологией. В США антропология формировалась на весьма специфичном культурном ареале — изучении американских индейцев, то есть исконных жителей континента. Она считается, как в Англии и США, дисциплиной социологической, и ее кафедры часто открываются на факультетах социологии.

Хотя число выпускников антропологических кафедр, как и количество специализированных журналов за последнюю четверть века многократно возросло, антропология в России, по мнению С. Соколовского [3] , остается дисциплиной малоизвестной. Специальность антрополог можно получить на биологическом факультете МГУ.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших под сомнение ключевые ценности человеческой культуры и бытие самого человека. Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне.

социального знания – социологии социальных .. ализирующие аспекты страха. .. Журнал социологии и социальной антропологии.

Вы станете экспертом по проблемам межэтнических отношений и межкультурному взаимодействию в современных условиях глобализации и мультикультурализма. В качестве сотрудников, участвующих в коллективной проектной деятельности, изучающих социокультурные аспекты производства и потребления государственные академические и негосударственные научно-исследовательские организации. В качестве научных сотрудников, участвующих в коллективных научно-исследовательских проектах, имеющих важное социальное и культурное значение Современный мир подвижен и изменчив, межкультурные связи становятся интенсивней.

Социолог, профилизирующийся по социальной антропологии, высоко востребован как специалист с глубоким понимание тенденций социокультурной динамики современных обществ.

Еще раз к вопросу о предметной области социально-культурной антропологии

Исследования профессиональных субкультур структур повседневности, традиций, фольклора различных профессиональных сред входят С. Проект"Антропология города" в целом ориентирован на изучение социокультурной дифференциации, которая в условиях городского расселения отнюдь не ограничивается этническими и локальными различиями, которые традиционно входили в сферу внимания антропологов. Изучение урбанизированного общества демонстрирует значимость культурных различий, в основе которых лежат пол и возраст, профессиональная и конфессиональная принадлежность, формы проведения досуга и т.

Подобного рода различия нашли отражение в изучении жизненных стилей [], субкультур [], а концепции социокультурных сред и социальных сетей [] позволяют описывать общности, на базе которых они формируются. Профессия и традиция В изучении социокультурных различий с самого начала наметился наметился парадоксальный перекос, замеченный П. К числу последних относятся и субкультуры, формирующиеся по профессиональному или корпоративному признаку, хотя в последние годы они вызывают все возрастающий интерес, прежде всего, из-за роста международных контактов в области бизнеса, политики, образования и необходимости учитывать межкультурные различия в функционировании соответствующих институтов в разных обществах.

батываемую в рамках социологии и антропологии. Достаточно .. пенного освобождения человечества от страха и невежества, движения по пути потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных от-.

Кризисное сознание, мироощущение сопровождает человечество на всех этапах его исторического развития. Наиболее остро это мировосприятие проявляется в периоды резких социальных трансформаций, когда происходит переустройство социальной системы, переоценка и изменение жизненных ориентиров и ценностей людей. Трансформационные процессы в современном обществе привели к ряду негативных последствий, каждое из которых отразилось на функционировании социальных групп, повседневной жизни каждого человека.

Среди основных характеристик современности можно выделить масштабные внезапные перемены, происходящие в короткий промежуток времени, разрушение целостности основных социальных групп, утрату веры в устойчивые институционализированные образцы социального поведения, предсказуемость социальной жизни. Глобальные трансформационные процессы отражаются в сознании каждого члена общества, что выражается в утрате адаптационных механизмов, увеличении чувства бессилия, незащищенности, апатии, депрессии.

В кризисном обществе теряют свою значимость модели прогноза и предсказания. Кризис отражается в массовом сознании в форме тревоги и страха. Кризисное сознание сформировались в веке как устойчивая форма массового сознания а индустриальном и постиндустриальном обществах. Изменения источников опасности, угроз отразились на характере страха, на его все большую социальную детерминированность. Речь идет о социальных страхах как конгломерате разнообразных как по силе и источникам опасности, С одной стороны, массовые социальные страхи - это результат функционирования современного общества, с другой стороны, страхи возникают в процессе адаптации к изменениям среды, мобилизуют противодействие и преодоление опасностей и угроз существованию индивидов и групп.

Григорий Юдин. Без страха: апология диктатуры и антропология страха в политической теории